Розалия Константиновна Пастернак (1925 – 2020)

Розалия Константиновна Пастернак

(1925 – 2020)

19 марта 2020 г. ушла из жизни Розалия Константиновна Пастернак, морской биолог и карцинолог, много лет проработавшая на кафедре зоологии беспозвоночных Московского государственного университета.

Р.К. Пастернак (в девичестве Кудинова) начала свое обучение на биолого-почвенном факультете МГУ в трудные послевоенные годы. Ее коллегами по студенческим годам были К.В. Беклемишев, М.Е. Виноградов, Г.Б. Зевина, А.А. Нейман, Н.А. Перцов, В.А. Свешников и многие другие известные биологи,  с которыми она поддерживала дружеские и научные связи всю свою жизнь. К сожалению, большинство из них уже ушли из жизни. Учителями Р.К. Пастернак в студенческие годы были зоолог и гидробиолог Л.А. Зенкевич, ботаник Л.И. Курсанов, физиолог растений Д.А. Сабинин, эволюционист И.И. Шмальгаузен и другие выдающиеся российские биологи.

Научным руководителем студентки Р.К. Кудиновой в студенческие годы был известный гидробиолог К.А. Воскресенский, вместе с которым она ездила в экспедицию на Дальний Восток на о. Сахалин и на Курильские острова. Недавно окончилась Великая Отечественная война и война с Японией, и на южном Сахалине и Курильских островах еще жили японцы. Некоторое время Р.К. Кудинова, оказавшись в результате непогоды отрезанной от большой земли, жила в японской семье с весьма необычными для русского человека нравами и обычаями. Вместе с К.А. Воскресенским студентка Р.К. Кудинова работала на Беломорской биологической станции МГУ (которая в послевоенные годы была только летней полевой базой с несколькими дощатыми сарайчиками). К.А. Воскресенский и Р.К. Кудинова изучали фильтрацию мидий, работая в маленькой рыбачьей избушке на берегу живописной бухты на востоке Киндо-полуострова. С тех пор это место называется бухта Биофильтров, а избушку и кострище перед ней помнят бессчетные поколения студентов, проходящих летнюю практику на Беломорской биостанции МГУ. Избушка разрушилась, но на противоположной  стороне бухты на скале до сих пор красуется нарисованное с большим мастерством изображение мамонта, сделанное в те самые 40-е годы молодым К.А. Воскресенским и собственноручно подновленное им в последние годы его жизни в 1980-е годы. Уже став доцентом кафедры, Р.К. Пастернак каждый год приходила в бухту Биофильтров и проводила там вечера у костра вместе со студентами, у которых она вела летнюю практику и которые всегда приглашали любимого преподавателя на свои маленькие праздники.

Деканом биолого-почвенного факультета МГУ в послевоенные годы был С.Д. Юдинцев, замечательный человек, которого искренне любили студенты. С.Д. Юдинцев знал по имени каждого студента факультета, вникал в научные и личные проблемы каждого сотрудника факультета. Много лет спустя Р.К. Пастернак часто с большой теплотой вспоминала о С.Д. Юдинцевой, сравнивая его с некоторыми другими руководителями факультета, для которых было характерно совсем иное поведение. На годы учебы Р.К. Пастернак пришлась знаменитая Всесоюзная конференция по проблемам дарвинизма (3-8 февраля 1948 г), которую организовали биологи Московского университета в попытке дать отпор антинаучному учению народного академика Т.Д. Лысенко. На этой конференции выступали И.И. Шмальгаузен, М.М. Завадовский и другие выдающиеся российские биологи. Студенты жадно слушали ведущих ученых, в докладах которых они открыто и жестко критиковали лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко, которого славословила официальная советская пропаганда. Ответом на эту конференцию стала печально знаменитая сессия ВАСХНИЛ в начале августа того же 1948 г., за которой последовали разгром советской биологической науки и биолого-почвенного факультета МГУ. Специальным постановлением Политбюро Центрального комитета ВКП (б) и приказом министра высшего образования СССР С.В. Кафтанова были отстранены от работы декан биолого-почвенного факультета С.Д. Юдинцев, профессора И.И. Шмальгаузен, М.М. Завадовский, Д.А. Сабинин и другие выдающиеся биологи. Ректор МГУ академик А.Н. Несмеянов провел Ученый Совет, на котором новым деканом биолого-почвенного факультета был назначен И.И. Презент – верный приспешник Т.Д. Лысенко, а выдающиеся ученые были вынуждены каяться в своих "ошибочных взглядах" и уклонении от одобренной ВКП (б) линии советской материалистической биологии. Каялись, впрочем, не все. Д.А. Сабинин, выступив на ученом совете, заявил о том, что происходящее является позорной страницей отечественной биологии (впоследствии Д.А. Сабинин покончил с собой). Заведующими некоторыми кафедрами и профессорами факультета стали верные лысенковцы, иногда малообразованные люди и откровенные проходимцы. Они оставались на своих постах до конца 60-х годов, а отдельные непотопляемые личности – до середины 90-х годов прошлого века.

Все это происходило на глазах студентки Р.К. Кудиновой.  Она не забыла и не простила разгрома российской биологии, не забыла возвеличивание официальной советской пропагандой лжеученых, таких как Т.Д. Лысенко, О.Б. Лепешинская, Г. М. Бошьян, и преследования выдающихся ученых. Это на всю жизнь определило ее резко отрицательное отношение к официальной советской идеологии и к политике КПСС. Это отношение Р.К. Пастернак, уже став доцентом и учебным секретарем кафедры, никогда не скрывала от студентов, рассказывая им о трагических страницах истории советской биологии. Можно предполагать, что в формировании этого отношения сыграла свою роль и та травля, которой подвергся дядя ее мужа (известного зоолога, специалиста по кораллам Ф.А. Пастернака) поэт и писатель Б.Л. Пастернак после присуждения ему Нобелевской премии по литературе в 1958 г.

После окончания МГУ в 1949 г. Р.К. Пастернак работала в Государственном океанографическом институте (ГОИН) и защитила кандидатскую диссертацию по биологии двустворчатого моллюска-древоточца Teredo navalis. Научные интересы Р.К. Пастернак всегда касались морских беспозвоночных. Р.К. Пастернак участвовала в нескольких морских экспедициях. Р.К. Пастернак стала единственным в нашей стране специалистом по малоизвестной группе ракообразных – клешненосным осликам Tanaidacea. Р.К. Пастернак описала 115 новых для науки видов, 13 новых родов и новое семейство Gigantapseudidae Kudinova-Pasternak, 1978.

C 1963 г. Р.К. Пастернак работала в должности доцента кафедры зоологии беспозвоночных МГУ. Около 30 лет она читала курс фауны моря и вела беломорскую практику у студентов кафедры. Р.К. Пастернак была учебным секретарем  кафедры,  и  эта сторона ее деятельности оставила глубокий след в душах нескольких десятках поколений студентов кафедры. Р.К. Пастернак была выдающимся педагогом, обладающим тем врожденным педагогическим талантом, который дается от Бога и не имеет ничего общего с так называемой "педагогической наукой". Она была не только выдающимся знатоком морской фауны, опытным морским биологом, обучавшим студентов приемам полевой работы. Р.К. Пастернак необыкновенно чутко и глубоко понимала психологию молодежи, легко и непринужденно находила подход к любому самому трудному характеру и умела заинтересовать и увлечь его зоологией беспозвоночных, не прибегая ни к педагогическим нотациям, ни к воспитательным мерам. Немало примеров, когда Р.К. Пастернак выручала и спасала строптивых студентов, умея разглядеть в неординарном поведении студента зачатки будущего таланта. Немало таких строптивцев стали выдающимися зоологами, профессорами и докторами наук, хотя, если бы не Р.К. Пастернак, их научная жизнь могла бы оборваться в самом начале. Не удивительно, что несколько поколений студентов кафедры на всю жизнь сохранили искреннюю любовь к Р.К. Пастернак, считая ее своей второй мамой. В то же время, Р.К. Пастернак сразу и безошибочно определяла сущность человека. Она могла сразу разглядеть в человеке не только талант и врожденную порядочность, но столь же быстро и безошибочно увидеть в послушном мальчике или девочке будущего карьериста и приспособленца. Ее прогнозы в отношении сущности того или иного человека и его будущей судьбы всегда сбывались.

Р.К. Пастернак легко справлялась с непростыми учебными проблемами кафедры, которых и в те годы было немало. Она была верным помощником заведующего кафедрой академика Л.А. Зенкевича, который часто высказывался в том духе, что он "не понимает даже того языка, на котором говорят в деканате". Благодаря самоотверженной деятельности Р.К. Пастернак на посту учебного секретаря кафедры, Л.А. Зенкевич был абсолютно огражден от общения с деканатом и организационных учебных проблем. Такие же теплые отношения связывали Р.К. Пастернак с другим академиком, который заведовал кафедрой зоологии беспозвоночных МГУ – М.С. Гиляровым. А вот с проф. П.В. Матекиным, который занимал пост заведующего кафедрой зоологии беспозвоночных с 1986 по 2000 гг., отношения у Р.К. Пастернак не сложились. Профессор П.В. Матекин, будучи по своей природе вовсе не злым человеком, нередко вел себя грубо и невоспитанно, мог без причины оскорбить и обидеть человека (вполне вероятно, что такое поведение могло быть следствием тяжелого ранения в голову, которое П.В. Матекин получил на фронте). Терпеть это Р.К. Пастернак не захотела и ушла с кафедры в начале 90-х годов, хотя еще много лет могла бы плодотворно работать на кафедре.

Р.К. Пастернак, несомненно, принадлежит к тем, кто создал кафедру зоологии беспозвоночных Московского университета. Под ее попечением выросло нынешнее поколение профессоров кафедры, и все они с огромной и искренней теплотой вспоминают Р.К. Пастернак. Такой же теплотой и благодарностью наполнены воспоминания о Р.К. Пастернак многочисленных выпускников кафедры зоологии беспозвоночных, рассеянных по всей нашей планете. Душа этой маленькой изящной женщины всегда будет жить на кафедре. Все, кто знал Розалию Константиновну, никогда ее не забудут.

В.В. Малахов.